Кaк oтмeчaют «Извeстия», Рoспoтрeбнaдзoр выступaeт прoтив дoбaвoк с нaимeнoвaниями, сxoжими с нaзвaниями лeкaрств. Пoдoбныe срeдствa мoгут ввeсти чeлoвeкa в зaблуждeниe. Eсли зaпрeт нa тaкиe БAДы вступит в силу, рынoк пoкинут дo 20% брeндoв. Извeстнo, чтo Рoспoтрeбнaдзoр ужe нaпрaвил в Eврaзийскую экoнoмичeскую кoмиссию (EЭК) прeдлoжeния внeсти измeнeния в тexрeглaмeнт Тaмoжeннoгo сoюзa «Пищeвaя прoдукция в чaсти ee мaркирoвки» — дoкумeнт, кaсaющийся и БAДoв. В чaстнoсти, сoглaснo инициaтивe, нeoбxoдимo зaпрeтить испoльзoвaть в нaзвaнияx биoдoбaвoк мeждунaрoдныe нeпaтeнтoвaнныe нaимeнoвaния лeкaрств и зaрeгистрирoвaнныe тoвaрныe знaки, пoд которыми производят медикаменты. Под прицел попадут и наименования, схожие с лекарствами, согласно трем критериям: семантическому (смысловому), фонетическому (звуковому) или транслитерационному (связанному с использованием для передачи названия другого алфавита).
В качестве примера приводятся БАД «Формакс» и лекарство «Форлакс», БАД «Энзим форте» и медикамент «Мезим форте», БАД «Эректин-ЛАД» и лекарство «Эректин». Между тем, известно: реклама биодобавок не должна создавать впечатление, что препарат обладает лечебными свойствами. Предусмотрено и отдельное указание, что БАД не является лекарственным средством. Однако БАДы нередко продают в аптеках, а их упаковка очень похожа по оформлению на лекарства. Это однозначно может ввести в заблуждение, хотя пока нарушением не является. Правда, всегда есть возможность пожаловаться на производителя БАДов. Так, несколько компаний обращались в ФАС с заявлениями на производителей добавки «Аевит», название которой идентично наименованию лекарства.
Комментирует управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский: «Некоторые фармкомпании самостоятельно исключают появление «БАДов-подделок»» на свои лекарства при регистрации брендов. Роспатент регистрирует товарные знаки по классам товаров — одному или нескольким. Если компания А зарегистрирует бренд «Таблетка» только по пятому классу (лекарства), то компания Б может зарегистрировать то же самое наименование по 30-му классу (пищевые продукты, в том числе БАДы). Если же компания А подаст заявку на регистрацию товарного знака по обоим классам, то компании Б придется отказаться от своих планов. На практике крупные фармпроизводители подают заявки на регистрацию во всевозможные категории товаров, даже если у них нет никаких намерений все это выпускать. Такой подход приводит к дополнительным расходам на уплату пошлин, зато позволяет избежать судебных издержек и нарушения собственных интересов в будущем».
Если новые правки в законодательство внесут, БАДы, не соответствующие новым требованиям, будут изъяты. Кстати, глава Аптечной гильдии Елена Неволина убеждена: «Запрет называть БАДы идентично лекарствам может привести к росту цен. Запрещенные препараты, скорее всего, выпустят под новыми брендами. Но для завоевания доверия потребителя нужна реклама на ТВ, постеры, рекомендации в журналах, — все это войдет в итоговую цену упаковки. Витамины, например, можно разрешить называть идентично лекарствам. Но в случае, когда потребитель покупает БАД для улучшения потенции, отказа от курения или похудения и думает, что это лекарство, он оказывается обманут. Человек ждет гарантированного эффекта, а биодобавка может лишь способствовать изменениям».